понедельник, 24 сентября 2018 г.

Небольшой ликбез по поводу автономии украинской церкви

Пост написан для тех, кто ничего не понимает, но хочет понять вокруг чего весь сыр бор, кто прав, кто виноват и кто кого переиграл. Почему–то никто нигде так и не выложил всю историю "на пальцах" для обывателя — сплошные отрывки.
Сразу прошу прощения — пост написан буддистом в полевых условиях на лубяном ноутбуке по памяти на основе общих знаний истории и самостоятельно пройденного курса "Истории Религий". Поэтому есть неточности, есть упрощения, есть небольшая путаница в хронологии, но, на мой взгляд, в целом картина передана точно.
Отдельно прошу прощения у историков и религиоведов за крайний примитивизм, неправильную терминологию, написания слов с маленькой буквы и тому подобное, но прошу заметить, что лекция, всё же, для колхозников.
И опечатки.

Сначала введение в терминологию.
Исторически существует некоторое количество полностью автономных и независимых (автокефальных) православных Церквей. Они все равноправны — Папы Римского у православных нет. Некоторые из этих церквей существовали изначально (с момента разделения католической и православной церкви), а некоторые появились позже. Единственный канонический (легитимный) способ создания новой автокефальной церкви — отделение от материнской с её согласия.
Хоть, все церкви и их главы (патриархи) равны, но исторически Константинопольский считается более уважаемым ("первый среди равных"). Никаких реальных бОльших прав ему не полагается, но остальные церкви обязаны высказывать ему определённое уважение.
Весь глобус поделён между этими церквями. Границы не обязательно совпадают с государственными, но в основном — да. Все остальные местные церкви если они хотят, чтобы их признавали, должны относиться к одной из автокефальных.
Раскол — это когда все всё сделали по канону (легитимно), но кто–то при этом всё равно не согласен с результатом. Тогда несогласный уходит в раскол. Что считается очень плохо. Если раскол принципиальный и переругались сильно (т.к. есть некоторые обязательные совместные обряды, и если их не совершать, то придётся придумывать свои, а это означает изменение канонов), то раскол может перерасти в ересь — церкви перестают признавать друг друга. Ересь по православным канонам совсем запрещена и, как правило, можно определить, кто был неправ (кто изменил обряды — тот и неправ, хотя по–факту, всё равно побеждал сильнейший). Собственно, основной постулат православия — неизменность, потому церковь и называется ортодоксальной.
На Украине (как на территории) сейчас действует три церкви — Московская (МПЦ) и ещё две по–меньше (одна из которых совсем мелкая, а вторая, хоть, и сильно меньше, но уже соизмерима с МПЦ). Упрощённо назовём их все вместе УПЦ (тем более, что это правда — см. дальше).

Теперь немного истории.
Изначально РПЦ образовалась из "Киевской и Всея Руси Церкви" и подчинялась Константинопольскому Патриарху (что очевидно). Соответственно, территория нынешней Украины в православном плане контролировалась константинопольской церковью, и это супер–канонично (т.к. иначе оказывается, что и крещения Руси не было и вся РПЦ — сброд самозванцев).
Но примерно через 500 лет после крещения Руси Киевская церковь переехала в Москву и отделилась от Константинополя. Причём, отделилась без разрешения — князь сказал, и аминь. Учитывая, что Византия/Константинополь тогда уже переживали не лучшие времена, то никто особо не возражал. А потом и вовсе российские императоры периодически этот самый Константинополь завоёвывали и даже думали присоединить, но не решились. Короче, против пушек не попрёшь.
А теперь важный момент. Т.к. это всё было не по канону и, откровенного говоря, пахло ересью, то в районе 1600 года Московская Православная Церковь сделала интересный финт ушами — она признала своё отделение от киевской метрополии, оставив ту в подчинении у Константинополя. В обмен получив от Константинополя автокефалию (одновременно с остальными восточными православными церквями), благословение и кучу плюшек. В общем, задним числом всё привели к канону — сделали вид, что, Константинополь сам даровал автокефалию Московской Церкви отделив её от Киевской. Всё это в сумме было утверждено аж несколькими всеправославными Соборами и на принятых тогда решениях держится всё современное православное мироустройство (т.к. повторюсь, тогда привели к канону и признали автокефалию не только Московской, но и вообще всех православных церквей, особенно восточных). На этом месте, думаю, что основная интрига уже понятна и ружьё на стене очевидно.
Где–то в это же время дела у Византии/Константинополя пошли совсем плохо, константинопольский Патриарх за малым не "принял ислам" и потому на всякий случай прислал московскому грамоту, где писал, что Москва — последний оплот православия (в том смысле, что "если что — ты за главного"). Надо признать, что от этой грамоты у Москвы (и религиозной и светской) совсем крышу сорвало. Сильно позже всё наладилось, но до сих пор РПЦ считает, что они "последний оплот", а в Константинополе нищеброды всякие сидят.
Потом московская церковь в угаре вселенского величия (все равны, но у нас грамоты, мы — последний оплот и новая Византия — поэтому мы можем решать за всех, а вы утритесь) опять самостоятельно явочным порядком присоединила киевскую метрополию. Константинополь, который тогда пребывал в полном ауте, прислал бумагу, что признаёт присоединение и повелевает своим священникам перейти в московскую церковь. Причём, прислал уже сильно после того, как всё случилось — по факту.
Тут я разрушу интригу и напомню, что по канону никакой "передачи" церкви быть не может. Всё что можно сделать — дать автокефалию и потом новоиспечённая самостоятельная церковь может попроситься присоединиться к другой. Но этот путь для Москвы был ниже их вселенского достоинства (как так — автономию давать, если мы вон какие великие — присоединим и всё!). Ничего, кстати, не напоминает? Ну, Крым, например? 400 лет прошло, а грабли те же. А во–вторых, переход церковнослужителей не означает передачи территории.
Всё это было очевидно, и потому Константинополь сразу после присоединения прислал в Москву ещё минимум две грамоты, где на это указывал (вы крутые, по–факту, вы там рулите, поэтому чёрт с вами — забирайте строения и людей, делайте обряды, но в православном плане территория не ваша). На что Москва, естественно, чихать хотела (переиграли, типа) и раз за разом все претензии игнорировала. Несколько раз, вроде бы, им предлагали всё по канону сделать, но тогда нужно было бы у Константинополя хотя бы формально, но разрешения просить, Соборы устраивать, а московская церковь, как уже сказано, сильно болела звёздной болезнью и считала всю эту бюрократию недостойными мелочами, а в случае чего — Российская Империя и пушки.
Следующие 400 лет РПЦ наглела и ширилась. Периодически поплёвывая и кидаясь какахами в сторону Константинополя и не оказывая ему должного почтения (хотя на самом деле — не важно, кто там вселенский Пуп, канон требует высказывать уважение Патриарху Константинополя в любом случае).

Внезапно, наши дни.
РПЦ/МПЦ активно обсирает Украину, как государство, возможно, даже ведёт подрывную деятельность, за малым не призывает к братоубийству (хотя, это как посмотреть), получает бабки от украинских православных, плюёт на Константинополь — в общем, жизнь удалась. Но ружьё почему–то висит посредине сцены.

Как вдруг.Читать далее

Комментариев нет: